назад

- на главную
- к оглавлению рубрики

ремонт

- холодильников
- импортных стиральных
  машин
- отечественных
  стиральных машин
- малой бытовой
  техники

разное

- сделай сам
- электрику



На главную
Схемы
Программы
Справочник
История
Журналы
Ссылки
Новости

 

Ремонт электрического утюга

26 ноября 2005 г.
Автор:
http://www.electronicsdesign.ru
 

Электроутюги изготовляются следующих типов:

  • с терморегулятором
  • с терморегулятором и пароувлажнителем
  • с терморегулятором и пароувлажнителем и разбрызгивателем

Средняя температура в центре подошвы электроутюга при установке указателя температуры против центра символа условий глаженья в установившемся тепловом режиме приведена в таблице 1

  Таблица 1. Средняя температура в центре подошвы утюга, °С

Символ условий
глаженья
Номинальная
температура
подошвы
Минимальная
температура
подошвы
Максимальная
температура
подошвы

·

95 75 115

··

130 105 155

···

175 145 205

 

Подошва электроутюга должна нагреваться равномерно. Разница между средней температурой в центре подошвы и по краям не должна быть более 10°С.

Большинство электроутюгов выпускаются с алюминиевой подошвой. Старые модели выпускались с чугунной или стальной подошвой. стальные подошвы обладают большей теплоемкостью по сравнению с алюминиевыми, менее подвержены механическим повреждениям, обладают лучшим скольжением по ткани.

В большинстве электроутюгов применяются терморегуляторы, трубчатые электронагреватели (ТЭНы) и установлены сигнальные лампы. Наличие в утюгах пароувлажнителя расширяет возможности его применения в быту, позволяя гладить ткани без предварительного их увлажнения. В утюгах применяют увлажнители капельного типа. Вода для парообразования находится в бачке утюга.

Электроутюги с терморегулятором и пароувлажнителем нагреваются при помощи трубчатого нагревательного элемента, залитого в алюминиевую подошву утюга. Утюг снабжен терморегулятором, который соединен с диском. На циферблате диска терморегулятора нанесено пять наименований тканей или символы, каждому из которых соответствует определенная температура нагрева подошвы.

На ручке электроутюга расположено два шильдика с указателями, определяющими положение парорегулятора при глажении. При установке парорегулятора в положение "Пар" вода, залитая через водоналивное отверстие в бачок, каплями поступает в испарительную камеру, испаряясь, выходит из отверстий подошвы, насыщая паром разглаживаемый материал.

При включенном нагревательном элементе загорается сигнальная лампа. Электрическая схема электроутюга показана на рис.1

электрическая схема утюга

Рис.1 Электрическая схема электроутюга с терморегулятором и пароувлажнителем:

1 - ТЭН 2 - терморегулятор 3 - резистор
4 - лампа 5 - вилка с шнуром  

 

Замену и ремонт составных частей электроутюга завод изготовитель рекомендует проводить в следующем порядке:


 

Конструкция электроутюга

Рис. 2 Конструкция электроутюга с терморегулятором и пароувлажнителем:

1 - щиток 2 - ввод основной 3 - винт 4 - подошва 5 - ввод терморегулятора
6 - блок контактов 7 - винт 8 - винт 9 - бачок 10 - корпус
11 - гайка 12 - шина 13 - прокладка 14 - крышка 15 - винт
16 - шнур с вилкой 17 - чехол 18 - шайба 19 - винт 20 - лампа МН 3,5-026
21 - держатель 22 - контакт 23 - гайка 24 - колпачок 25 - ручка
26 - головка
  парорегулятора
27 - шайба 28 - циферблат 29 - пружина 30 - шильдик
31 - диск
  терморегулятора
32 - винт 33 - прижим 34 - парорегулятор 35 - прокладки
36 - пластина 37 - шайба 38 - отвод 39 - резистор 40 - ТЭН

 

Замена подошвы (без блока контактов и щитка).

Отвернуть винт 15 (рис.2) и снять крышку 14, отвернуть винты 19, снять шайбу 18 и петли шнура. Снять диск 31 с пружиной 29 и циферблатом 28 и разобрать его на отдельные детали. Отвернуть два винта 32, снять корпус 10 с ручкой 25, головку 26 парорегулятора и пружинную шайбу 27. Снять бачок 9 с парорегулятором 34. Отвернуть винт 7 с шайбой 37 и винт 8. Снять блок 6 контактов. Заменить подошву 1 утюга.

Собирают электроутюг в обратной последовательности. Перед установкой диска 31 проверяют положение пластины 36. Она должна быть развернута по часовой стрелке до упора. Установить диск терморегулятора, надев его щелевидным отверстием на пластину 36 (широкий паз должен находиться против указателя на ручке 25) и закрепить диск пружиной 29, защелкнув ее до упора. Установить циферблат 28, вставив лапки в диапазон отверстия диска. Надпись «Лен» (или символ ···) на циферблате должна находиться против указателя на ручке.

Перед включением электроутюга в сеть следует проверить исправность электрической цепи в соответствии со схемой и проверить электрическую прочность изоляции мегаомметром. Напряжение проверки мегаомметра должно быть не менее 1000 В.

Замена парорегулятора.

Отвернуть винт 15 и снять крышку 14. Отвернуть винты 19, снять шайбу 18 и петли шнура 16 с вилкой. Снять диск 31 с пружиной 29 и циферблатом 28 и разобрать его на отдельные детали. После этого отвернуть два винта 32, снять корпус 10 с ручкой 25, головку 26 парорегулятора и пружинную шайбу 27. Из бачка вывернуть парорегулятор и ввинтить новый (парорегулятор в резьбе должен вращаться свободно, без заеданий). Затем электроутюг собрать. При необходимости заменить бачок и прокладку 35.

Замена головки парорегулятора.

Отвернуть винт 15 и снять крышку 14. Отвернуть винты 19, снять шайбу 18 и петли шнура. Диск 31 с пружиной 29 и циферблатом 28 снять и разобрать на отдельные детали. Отвернуть два винта 32, снять корпус 10 с ручкой 25, головку парорегулятора 26 и пружинную шайбу 27. Заменить головку парорегулятора 26 и при необходимости пружинную шайбу 27. На подошву 4 с бачком 9 и прокладкой 35 установить корпус 10 с ручкой 25. Одновременно в прорезь установить шайбу 27 и головку 26 парорегулятора в положение «Сухо». При этом флажок парорегулятора не должен доходить на 10...15 мм до упора в ручке при закрытом клапане бачка.

конструкция терморегулятора

Рис. 3 Конструкция блока контактов терморегулятора электроутюга:

1 - контакты 2 - штифт 3 - кронштейн с
  ограничителем
4 - пластина 5 - гусарик
6 - регулировочный
  винт
7 - ввод сетевой 8 - кольцо
  изоляторное
9 - изолятор 10 - втулка
11 - биметаллическая
  пластина
12 - прижимной
  лепесток
13 - отжимной
  лепесток
14 - размыкатель    

 

На рис. 3 показана конструкция блока контактов электроутюга. Биметаллическая пластина 11 расположена параллельно подошве утюга. При изгибе (под воздействием температуры) биметаллической пластины размыкатель 14 действует на прижимной лепесток 12 и размыкает контакты 1. При охлаждении подошвы утюга биметаллическая пластина принимает исходное положение, размыкатель опускается и контакты вновь замыкаются. Отжимной лепесток 13 поддерживает контакты в замкнутом состоянии, его положение устанавливается регулировочным винтом 6. На пластину 4 устанавливают диск терморегулятора. Кронштейн 3 ограничивает угол поворота диска.

При неисправности терморегулятора в импортных утюгах - таких как обгорание контактов часто бывает трудно найти такой же, а другие не всегда подходят. Выкидывать утюг с хорошим ТЭНом жалко, но можно сделать простой регулятор мощности на электронных элементах, разместив его вне утюга. Как это сделать см регулятор мощности на тиристорах

В импортных электроутюгах подошву покрывают различными антипригарными покрытиями.

Они легко скользят по всем видам ткани, устойчивы к царапинам, легко чистятся от пятен. Четкая схема расположения отверстий гарантирует равномерное расположение пара. Форма нагревательного элемента обеспечивает равномерное распределение температуры по подошве. Импортные электроутюги могут иметь следующие особенности:

  • система защиты от капель: максимальная мощность пара при низких температурах, исключая возможность протечки из подошвы утюга.
  • кассета защиты от накипи: постоянная встроенная защита против накипи, что значительно увеличивает продолжительность функционирования утюга.
  • функция самоочистки: для очистки камеры парообразования от накипи и грязи с целью увеличения продолжительности срока службы.
  • вертикальная подача пара: для одежды, висящей на вешалке, и занавесок.
  • автоматическое отключение: электронное устройство подает сигнал и отключает утюг, если он остается неподвижным в горизонтальном положении более 30 с или в вертикальном положении более 8 мин.

 

Мы рекомендуем еще посмотреть:

Зарядное устройство

<< Назад в раздел   Распечатать   Рекомендовать

   Известно, что эксплуатация к хранение полузаряженных аккумуляторов - одна из главных причин сокращения их срока службы. Находящийся на хранении заряженный аккумулятор через некоторое время в результате саморазрядки переходит в полузаряженное состояние. У новых свинцовых и миниатюрных никель-кадмиевых аккумуляторов саморазрядка равна 0,5...2% их емкости в сутки, а у бывших в эксплуатации - существенно выше. Для увеличения срока службы аккумуляторов следует их постоянно поддерживать в полностью заряженном состоянии, компенсируя саморазрядку сравнительно небольшим током от маломощного зарядного устройства.
   Оптимальным принято считать такой режим зарядки, когда, зарядный ток численно равен 0,1 от номинальной емкости аккумулятора. Тем не менее, сейчас некоторые заводы-изготовители аккумуляторов с целью увеличения срока их службы рекомендуют двадцатичасовой режим зарядки током, численно равным 5% номинальной емкости. Иначе говоря, зарядка аккумулятора током, существенно меньшим оптимального, благоприятно сказывается на сроке его службы, но требует соответственно большего времени.
   Таким образом, в ряде практических случаев сложные и тяжелые зарядные устройства, часто снабженные автоматическим управлением, могут быть заменены простыми, малогабаритными и экономичными. Одно из таких устройств описано ниже.
   Его можно использовать для дозарядки автомобильных аккумуляторных батарей емкостью до 100 А-ч, для зарядки в режиме, близком к оптимальному, мотоциклетных батарей, а также (при несложной доработке) в качестве лабораторного блока питания.
   Зарядное устройство выполнено на основе транзисторного двутактного преобразователя напряжения с автотрансформаторной связью и может работать в двух режимах - источника тока и источника напряжения. При выходном токе, меньшем некоторого предельного значения, оно работает как обычно - в режиме источника, напряжения. Бели попытаться увеличить ток нагрузки сверх этого значения, выходное напряжение будет резко уменьшаться - устройство перейдет в режим источника тока. Режим источника тока (обладающего большим внутренним сопротивлением) обеспечен включением балластного конденсатора в первичную цепь преобразователя.


Рис.1


   Принципиальная схема зарядного устройства представлена на рис.1. Сетевое напряжение через балластный конденсатор С1 поступает на выпрямительный мост VD1. Конденсатор С2 сглаживает пульсации, а стабилитрон VD2 стабилизирует выпрямленное напряжение. Преобразователь напряжения собран на транзисторах VT1, VT2 и трансформаторе Т1. Диодный мост VD3 выпрямляет напряжение, снимаемое со вторичной обмотки трансформатора. Конденсатор СЗ - сглаживающий.
   Преобразователь работает на частоте 5...10 кГц. Стабилитрон VD2 одновременно защищает от перегрузки по напряжению транзисторы преобразователя на холостом ходе, а также при замыкании выхода устройства, когда напряжение на выходе моста VD1 повышается. Последнее связано с тем, что при замыкании выходной цепи генерация преобразователя может срываться, при этом ток нагрузки выпрямителя уменьшается, а его выходное напряжение увеличивается. В таких случаях стабилитрон VD2 ограничивает напряжение на выходе моста VD1.
   Экспериментально снятая нагрузочная характеристика зарядного устройства изображена на рис.2. При увеличении тока нагрузки до 0,35...0,4 А выходное напряжение изменяется незначительно, а при дальнейшем увеличении тока резко уменьшается. Если к выходу устройства подключить недозаряженную батарею аккумуляторов, напряжение на выходе моста VD1 уменьшается, стабилитрон VD2 выходит из режима стабилизации и, поскольку во входной цепи включен конденсатор С1 с большим реактивным сопротивлением, устройство работает в режиме источника тока.
   Если зарядный ток уменьшился, то устройство плавно переходит в режим источника напряжения. Это дает возможность использовать зарядное устройство в качестве маломощного лабораторного блока питания. При токе нагрузки менее 0,3 А уровень пульсации на рабочей частоте преобразователя не превышает 16мВ,а выходное сопротивление источника уменьшается до нескольких Ом. Зависимость выходного сопротивления от тока нагрузки показана на рис.2.
   Зарядное устройство легко размещается в коробку размерами 155х80х70 мм. Коробку следует изготовлять из изоляционного материала.
   Трансформатор Т1 намотан на кольцевом магнитопроводе типоразмера К40х25х11 из феррита 1500НМ1. Первичная обмотка содержит 2х160 витков провода ПЭВ-2 0,49, вторичная - 72 витка провода ПЭВ-2 0,8. Обмотки изолированы между собой двумя слоями лакоткани.
   Стабилитрон VD2 установлен на теплоотводе с полезной площадью 25 см2. Транзисторы преобразователя в дополнительных теплоотводах не нуждаются, так как работают в ключевом режиме. Конденсатор С1 - бумажный, рассчитанный на номинальное напряжение не менее 400 В.
   При необходимости использования устройства для зарядки малогабаритных аккумуляторов емкостью до единиц ампер-часов и регенерации гальванических элементов целесообразно обеспечить регулировку тока зарядки. Для этого вместо одного конденсатора С1 следует предусмотреть набор конденсаторов меньшей емкости, коммутируемых переключателем. С достаточной для практики точностью максимальный ток зарядки - ток замыкания выходной цели - пропорционален емкости балластного конденсатора (при 4 мкФ ток равен 0,46 А).
   Если нужно уменьшить выходное напряжение лабораторного источника питания, достаточно стабилитрон VD2 заменить другим, с меньшим напряжением стабилизации.
   Налаживание начинают с проверки правильности монтажа. Затем убеждаются в работоспособности устройства при замыкании выходной цепи. Ток замыкания должен быть не менее 0,45...0,46 А. В противном случае следует подобрать резисторы Rl, R2 с целью обеспечения надежного насыщения транзисторов VT1, VT2. Больший ток замыкания соответствует меньшему сопротивлению резисторов.

Рис. 2


Н.ХУХТИКОВ г. Сергиев Посад Московской обл., Радио №5, 1993 г., стр.37


Все самое необходимое для ремонта Электроники © ElectronicsDesign.RU, 2010. Все права защищены.