назад

- на главную
- к оглавлению рубрики

ремонт

- холодильников
- импортных стиральных
  машин

- отечественных
  стиральных машин

- малой бытовой
  техники

разное

- сделай сам
- электрику



На главную
Схемы
Программы
Справочник
История
Журналы
Ссылки
Новости

 

Ремонт командоаппарата.

Одной из часто встречающихся причин, приводящих к отказу стиральной машины "Вятка-автомат", является выход из строя обмотки электродвигателя привода командоаппарата. Мастера по ремонту этих машин обычно заменяют командоаппарат целиком, так как двигатель не рассчитан на то, чтобы его ремонтировали, и собран как одно целое с командоаппаратом. Но командоаппарат представляет собой достаточно сложный и дорогой механизм, и поэтому ремонт его своими силами даже при значительных затратах времени оправдан.

Схематично командоаппарат изображен на рис.1. Подводящие провода на рисунке не показаны. Ротор двигателя представляет собой многополюсный постоянный магнит, насаженный на ось, оканчивающуюся шестерней.

Статор состоит из железных штырей, выштампованных в корпусе командоаппарата и железном корпусе двигателя. При разборке следует следить, чтобы подводящие проводники не отсоединились от контактов, так как хотя и присоединить их обратно к нужному контакту совсем нетрудно, трудно будет найти этот нужный контакт.

Для того чтобы перемотать сгоревшую обмотку двигателя, необходимо отделить корпус двигателя от корпуса командоаппарата и достать перегоревшую катушку. Корпус электродвигателя крепится к корпусу командоаппарата тремя штырями, входящими в отверстия в корпусе командоаппарата и немного развальцованными с другой стороны. Перед снятием корпуса двигателя, на нем и на корпусе командоаппарата следует сделать метки, которые позволят при сборке правильно установить корпус двигателя. Вставив в зазор между корпусами отвертку и слегка нажав, можно отделить корпус двигателя от командоаппарата и достать обмотку. Делать это нужно осторожно и не потерять так называемую обгонную муфту, которая вставлена между корпусом двигателя и якорем и представляет собой небольшую пластмассовую деталь. Самое большое неудобство заключается в том, что обмотка залита пластмассой, и нужно приложить немало усилий, чтобы удалить все лишнее и сохранить каркас не сильно поврежденным. Если же это не удастся, придется склеить точно такой же каркас из какого-нибудь материала, например электротехнического картона, соблюдая его размеры.

Вид каркаса, на котором намотана катушка, показан на рис. 2. Заводская (сгоревшая) обмотка намотана очень тонким проводом, и пытаться сделать снова точно такую же, наверное, не имеет смысла, тем более, что малая толщина обмоточного провода и служит, скорее всего, причиной отказа.

 

Оказалось, что обмотку можно восстановить, намотав ее проводом ПЭТВ-2 00,14 мм до заполнения каркаса. Выводы обмотки необходимо выполнить достаточно толстым многожильным проводом и прочно закрепить в катушке. Это обусловлено тем, что при работе машины возникают сильные вибрационные нагрузки, и проводники могут просто обломаться. По этой же причине нельзя оставлять незакрепленными длинные провисающие проводники. Подключение изготовленной таким образом обмотки (L) к командоаппарату отличается от подключения прежней обмотки и показано на рис.3.

Так как сопротивление вновь изготовленной обмотки гораздо меньше чем прежней, имевшей сопротивление приблизительно 10 кОм, подключение ее к командоаппарату производится через токоограничивающую RC-цепочку. У такой цепочки есть существенное преимущество перед токоограничивающим резистором — она не греется.

Конденсатор и резистор прикрепляются изоляционной лентой или чем-нибудь другим к жгуту подходящих к командоаппарату проводов. Так как вибрация при работе машины достаточна сильная, следует обратить особое внимание на механическую прочность и надежность электрических соединений. При сборке двигателя следует немного подпилить штыри корпуса электродвигателя и не забыть поставить на место обгонную муфту. После сборки штыри расклепывают для обеспечения необходимой прочности крепления корпуса двигателя к корпусу командоаппарата. Отремонтированный таким образом двигатель позволяет обеспечить нормальную работу командоаппарата и, таким образом, избежать его замены и сэкономить за счет этого около $100.

Модернизация стиральной машины «ВЯТКА-АВТОМАТ»

Помимо выхода из строя электродвигателя привода командоаппарата, у этих машин не менее часто встречается еще одна неисправность. При отказе датчика температуры начинает кипеть вода. А ввиду того что многие детали (например передняя панель) изготовлены из не очень теплостойкой пластмассы, эти детали деформируются и выходят из строя. Все эти беды происходят потому, что портится датчик температуры ТНЗ типа ДРТ-6-90. Нагреватель потребляет ток 10 А, и этот ток коммутируется непосредственно датчиком температуры. Возможно, он на это рассчитан, но запаса, похоже, не имеет. Это приводит к спеканию контактов датчика, не отключению нагревателя при достижении водой температуры 90°С и последующему ее закипанию. К тому, же контакты самого командоаппарата тоже работают в довольно тяжелом токовом режиме и со временем становятся ненадежными.

Однако всех перечисленных неприятностей можно избежать, если изменить схему подключения нагревателя R так, как показано на рис.4, введя в нее симистор VD1. Так как при работе нагревателя на симисторе рассеивается значительная мощность, его необходимо устанавливать на радиаторе с площадью поверхности около 500 см2. Симистор желательно выбрать с запасом по току и предельному рабочему напряжению, так как температурный режим работы у него будет жестким. Температура окружающего воздуха может подыматься до 90°С. Можно использовать симисторы типов ТС112-16, ТС122-20, ТС122-25 групп 7(12). Возможный вариант крепления симистора и конструкция радиатора показаны на рис.5. Радиатор привинчивается двумя винтами М4 к пластине из стеклотекстолита толщиной не менее 4 мм, которая таким же образом крепится к держателю основного двигателя. Соответственно в держателе сверлятся отверстия для этого крепления. Дополнительный резистор номиналом 510 Ом имеет мощность 2 Вт. Для крепления резистора желательно на диэлектрической пластине установить стойки и распаять его на них. Радиатор должен быть надежно изолирован от корпуса двигателя, так как напряжение между корпусом и радиатором может оказаться равным 220 В. Вся конструкция должна быть рассчитана на работу в условиях высокой вибрации и температуры. При кипячении температура достигает значения 90°С. Все соединительные проводники должны иметь сечение не менее 1,5 мм2 , быть надежно закреплены и иметь механически прочное подсоединение к соответствующим клеммам.

Стиральная машина с таким усовершенствованием эксплуатируется на протяжении уже семи лет. Никаких сбоев в работе за это время не наблюдалось.

Использованы материала с сайта: electrik.org.
 

 
Мы рекомендуем еще посмотреть:

Многослойные варисторы с емкостью до 150 пФ

   Компания AVX расширила серию TransGuard 0201 многослойных варисторов, добавив компоненты с емкостью 125 пФ и 150 пФ. Таким образом, серия теперь включает в себя компоненты с емкостью от 10 пФ до 150 пФ. Варисторы предназначены для применения в портативных устройствах, обеспечивают минимальное искажение сигнала и низкие вносимые потери и способны выдержать электростатическое воздействие 8 кВ до 1000 раз. Компоненты рассчитаны на напряжение 5.6 В и имеют ток утечки менее 5 мкА при указанном напряжении.

   Источник



Все самое необходимое для ремонта Электроники © ElectronicsDesign.RU, 2010. Все права защищены.