назад

- на главную
- к оглавлению рубрики

ремонт

- холодильников
- импортных стиральных
  машин

- отечественных
  стиральных машин

- малой бытовой
  техники

разное

- сделай сам
- электрику



На главную
Схемы
Программы
Справочник
История
Журналы
Ссылки
Новости

 

Ремонт стиральной машины «ВЯТКА-АВТОМАТ»    СМА-4ФБЭ

22 января 2006 г.
Автор:
http://www.electronicsdesign.ru  
Ремонт отечественных стиральных машин

Вятка-автомат  
 
(СМА-4ФБЭ)

Расход воды, л/мин   Производительность электронасоса, л/мин 30
- электроклапана замочки 9...11 Частота вращения барабана, об/мин  
- электроклапана стирки в пределах 9...11 - при стирке 62
- электроклапана отбелки в пределах 5...7 - при отжиме 500
- электроклапана горячей воды в пределах 9...11 Отстирываемость, % не менее 52
Количество воды, залитой в машину, л   Потеря прочности, % не более 15
- до 1 уровня 21 Остаточная влажность, % не более 110
- до 2 уровня 26    

 

ВЯТКА-АВТОМАТ работает от сети холодного и горячего водоснабжения, предназначена для стирки, полоскания и отжима изделий из всех видов тканей. Стиральная машина имеет фронтальную загрузку белья. Предусматривается выпуск трех модификаций машины ВЯТКА-АВТОМАТ:

  • ВЯТКА-АВТОМАТ-12 с 12 программами: 6 для плотных тканей и 6 для тонких;
  • ВЯТКА-АВТОМАТ-14 с 14 программами: 7 для плотных тканей и 7 для тонких;
  • ВЯТКА-АВТОМАТ-16 с 16 программами: 8 для плотных тканей и 8 для тонких.

Машина обеспечивает выбор режимов стирки с набором определенной программы с применением малопенящихся синтетических моющих средств (стиральные порошки-автоматы ЛОТОС, ЭРА и т.п.).

Устройство стиральной машины.

Программы набирают ручкой управления командоаппарата и специальными выключателями, расположенными на передней панели корпуса машины. Машина защищена от перелива воды. Машина оборудована гидравлическим фильтром, обеспечивающим задержку инородных тел. Соединение крышки фильтра с корпусом герметично и выдерживает давление 9,4 кПа.

Конструкция машины обеспечивает полный слив жидкости из бака: допустимый остаток жидкости в гидросистеме не более 500 мл.

Все процессы стирки, полоскания, отжима изделий и регулирования программ и температуры моющих растворов производятся автоматически. Загрузка изделий и моющих средств, набор необходимой программы, включение машины и выгрузка чистых изделий после стирки производятся вручную.

Корпус машины выполнен из листовой стали и состоит из штампованных деталей, соединенных между собой сваркой. Сверху корпус закрывается крышкой, которая крепится самонарезающими винтами. Корпус машины окрашен белой краской. Внутри корпуса установлен бак с закрепленным на нем двухскоростным электродвигателем привода стирального барабана. Бак подвешен на двух цилиндрических пружинах, которые крепятся к упорам корпуса. К нижней части бака с двух сторон приварены металлические пластины, находящиеся в контакте с фрикционными башмачками рессор, закрепленных на корпусе. Эта система вместе с противовесами, установленными в баке, служит для уменьшения вибрации машины.

Нагрев и контроль температуры моющего раствора осуществляются соответственно при помощи электронагревателя и датчиками-реле температуры, установленными внутри бака. Выход пара из бака осуществляется через патрубок. Белье загружается в перфорированный барабан через люк. Стирка производится по заранее задаваемой (в зависимости от типа ткани) программе. Набор определенной программы осуществляется ручкой командоаппарата. Барабан установлен внутри бака и вращается в подшипниковом узле, расположенном в крестовине. Вращение барабану передается от электродвигателя через шкивы и клиновой ремень. Барабан имеет три ребра для лучшего перемешивания белья в процессе стирки.

Вятка-автомат вид спереди

 

Устройство стиральной машины Вятка-автомат (разрез)

 

Электрическая схема СМ Вятка-Автомат

Рис. 1 Устройство стиральной машины «Вятка-автомат».

Смотри также циклограмму стиральной машины «Вятка-автомат»

Сзади машины в верхней части корпуса расположены:
блок подключения к водопроводной сети, который состоит из двух электромагнитных клапанов, соединенных шлангами с дозатором; датчик уровня жидкости, соединенный с нижней частью бака шлангом; помехоподавляющий фильтр с соединительным шнуром и штепсельной вилкой для подключения машины к электросети. Дозатор служит для ввода в бак моющих средств и средств для специальной обработки белья во время заполнения бака водой через электромагнитные клапаны.

В верхней части корпуса расположена пластмассовая панель, на которую выведены:
ручка командоаппарата, кнопочный выключатель для включения экономичного режима стирки; сигнальная лампа, сигнализирующая о работе машины, ручка бункера дозатора.

В нижней части машины установлены:
электронасос, который служит для откачки отработавшего моющего раствора; съемный фильтр, закрывающийся крышкой, расположенной на передней стенке корпуса; конденсатор. Машина снабжена съемными шлангами для подвода горячей и холодной воды и сливным шлангом. Регулируемые по высоте опоры служат для установки машины.

Командоаппарат

Командоаппарат машины состоит из набора кулачков, вращающихся от синхронного микроэлектродвигателя. Количество кулачков зависит от числа программ стиральной машины.

Командоаппарат предназначен для выполнения двух полных циклов. Циклы разделены между собой двумя остановками (для стирки плотных и тонких тканей). Внутри этих основных циклов можно выбирать определенное число программ, которое изменяется для каждой модели машины. Командоаппарат выполняет дополнительную функцию — добавление воды до второго уровня. Во время бережного режима стирки действует гидростоп, который служит для поддержания тонкого белья в колеблющейся чистой воде. При отсутствии этой операции белье
(особенно синтетическое), оставаясь на некоторое время без воды, может покрыться складками и его трудно будет отгладить. См. также устройство командоаппарата.

Датчик-реле уровня

 

Датчик-реле уровня служит для контроля заданного уровня залива воды в бак стиральной машины. В автоматической стиральной машине ВЯТКА-АВТОМАТ применяется реле уровня РУ-ЗСМ. Датчик-реле уровня настраивается на срабатывание при давлении 1765 Па — при повышении уровня воды; 588 Па — при понижении уровня воды.

Датчик-реле уровня Вятки

Уровни срабатывания (мм.вод.ст.) Замыкание контактов
При повышении уровня
140 ± 10 1 - 2
При понижении уровня
ниже 75 1 - 3

 

Рабочий диапазон при повышении уровня — от 785 до 2450 Па; зона нечувствительности — не менее 490 Па.

Все основные детали датчика-реле уровня закреплены на корпусе. Между корпусом и крышкой зажата мембрана, служащая чувствительным элементом и разделяющая реле уровня на две полости — одну герметичную, соединенную через штуцер с контролируемым уровнем жидкости, и вторую, где размещены переключатели. С мембраной соединен жесткий центр с толкателями, которые через упоры передают усилие на поводки переключающих пружинных пластин и на пружины настройки. Вторым концом пружины настройки упираются в винты настройки. Мгновенный переброс контактов осуществляется за счет опрокидывающих пружин.

См. также чертеж и устройство датчика-реле уровня.

Неподвижные контакты крепятся к корпусу заклепками. Регулировка срабатывания и зоны нечувствительности, а также зазоров между контактами осуществляется специальными винтами. Настройка на необходимые уровни срабатывания производится за счет изменения сжатия пружины настройки винтами. В реле уровня на переключающих пластинах встроен дополнительный защитный контакт. Крышка мембраны крепится к корпусу завальцовкой краев крышки на бортик корпуса. Для исключения влияния пульсации контролируемого уровня на срабатывание в штуцере имеется калиброванное отверстие для дросселирования давления воздуха.

Принцип действия реле уровня основан на преобразовании давления, создаваемого столбом жидкости и действующего на мембрану, в перемещении подвижных контактов и переключении контактных устройств реле уровня. При повышении давления и достижении верхнего заданного значения уровня мембрана 4 через толкатели производит переключение контактов. При понижении давления на величину зоны нечувствительности происходит обратное переключение контактов. При коммутации токов до 16 А и напряжении 220 В возможно сваривание контактов в момент слива воды. В этом случае для предотвращения перегорания ТЭНа в реле уровня встроен дополнительный контакт, коммутирующий ток в 0,1 А при напряжении 220 В и надежно замыкающийся при сливе воды из бака ниже заданной точки по уровню. Через защитный контакт включается цепь питания электрического вентиля на открытие аварийной подачи воды в бак стиральной машины, что предохраняет ТЭН от перегорания, а в случае повышения температуры воды в баке до 60°С и выше цепь питания ТЭНа обесточивается с помощью реле защиты по температуре.

 

Датчик-реле температуры

В стиральной машине применены три датчика-реле температуры типа ДРТ-А или ДРТ-Б (на температуру 40, 60, 90°С). Номинальное напряжение датчиков 220 В; размеры 0 41х37,6 мм.

См. также чертеж и устройство датчика реле температуры.

Реле выступает в бак вместе с уплотняющей втулкой не более чем на 8 мм. Масса реле не более 50 г.

Измерение температуры контролируемой жидкости приводит к изменению прогиба чувствительного элемента. При нагревании контрольной жидкости прогиб чувствительного элемента — диска — уменьшается, а при достижении температуры срабатывания термореле диск выщелкивает, нажимает через втулку толкатель на пружину и размыкает контакты термореле. При дальнейшем нагревании диск при разомкнутых контактах увеличивает прогиб. Контактная пружина выгибается. Величина перегрузки рассчитана до температуры 100°С. При охлаждении прогиб диска уменьшается (при разомкнутых контактах) и при достижении температуры срабатывания выщелкивает и освобождает контактную пружину. Контакты замыкаются. При последующем охлаждении при замкнутых контактах прогиб диска увеличивается. Величина перегрузки при охлаждении рассчитана до температуры 60°С. Герметизация реле достигается заливкой эпоксидным клеем Д-9.

 

Электромагнитные клапаны

Электромагнитные клапаны применяются двух типов: одинарные и тройные. Клапаны рассчитаны на номинальное напряжение 220 В, их пропускная способность воды 10 л/мин, минимальное рабочее давление 49 кПа, максимальное рабочее давление 784 кПа.

Электромагнитные клапаны машины ВЯТКА-АВТОМАТ прерывают подачу холодной и-горячей воды на выходе машины в необходимый момент времени. При включении электрической катушки поршень оттягивается в катушку, освобождая трубу для подачи потока воды. Количество пропускаемой клапаном воды зафиксировано за единицу времени, поэтому ее дозировка в стиральной машине зависит от времени работы машины.

Электромагнитный клапан

См. также устройство электромагнитного клапана.

Двигатель

Двигатель Вятка-автомат

Выводы двигателя Сопротивление обмоток, ОМ
1-5 25.0 ± 1.8
1-2 8.6 ± 0.6
4-3 55.0 ± 3.9
4-6 55.0 ± 3.9
3-6 77.0 ± 5.4

 

При самостоятельном ремонте стиральной машины Вятка-автомат необходимо сначала определить неисправность, для этого см. алгоритмы поиска неисправностей автоматических стиральных машин,  см. описание основных узлов стиральных машин автоматов (часть1) и (часть 2) и см. функциональные схемы работы стиральных машин автоматов.

Надежная работа стиральной машины обеспечивается только при правильной ее эксплуатации, поэтому смотрим Инструкцию по эксплуатации стиральной машины «Вятка-автомат» и не делаем ошибок.

Использованы:
 "Машина стиральная автоматическая бытовая типа СМА-4ФБ моделей Вятка-Автомат. Инструкция по монтажу, пуску и обкатке изделия на месте его применения"
"Машины стиральные автоматические бытовые типа СМА-4ФБ моделе Вятка-Автомат ТУ 1-01-0867-89"

 

Мы рекомендуем еще посмотреть:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАССТОЯНИЙ С ПОМОЩЬЮ QTH-ЛОКАТОРА

<< Назад в раздел   Распечатать   Рекомендовать

Для ультракоротковолновика очень важно уметь точно определять расстояние между корреспондентами. Обычно это делается так: определяется

по QTH-локатору местонахождение корреспондента на карте н затем измеряется расстояние линейкой. При этом, как показывает опыт, допускаются существенные ошибки: во-первых, из-за того, что пока отсутствует единая карта QTH-локаторов, во-вторых, возможны погрешности в измерениях, в-третьих, из-за того, что они производятся по прямой, а не по дуге окружности радиуса Земли.

Предлагаемая формула позволяет, не используя карту, определять расстояние между корреспондентами на трассах до 2000 км. В этом случае погрешность в определении расстояний на средних широтах не будет превышать 1...1,5 км (размер стороны малого квадрата QTH-локатора). Эту формулу можно рекомендовать для использования при подсчете очков в УКВ соревнованиях, что исключит расхождение в подсчете очков и значительно облегчит работу судейской коллегии. Расстояние между корреспондентами рассчитывают по следующей формуле:

q-lok1.gif

где R - расстояние в километрах;
j - широта более южной станции (из двух);
N1- координатным номер первой буквы QTH-локатора;
N2 - то же, второй буквы;
N3 - первая цифра QTH-локатора:
N4 - вторая цифра QTH-локатора (если вторая цифра ноль, то полагают N4=10);
N, N - координатные номера последней буквы QTH-локатора;

А - координатное число собственного локатора по долготе (оно определяется так же, как и первое слагаемое в круглых скобках);

В - то же, по широте (определяется как второе слагаемое в круглых скобках)

Значения 4cos2j (определяется числом N3N4, которое представляет собой цифровую часть QTH-локатора, например, для SPI9e N3N4=19), N1, N2, N, N5Д для соответствующих букв и цифр QTH-локатора придены в таблице.

Буква QTH-локатора

Координатный номер

4 cos2j

N1 и N2

N

N

N3N4=61-80

N1N4=41-60

N3N4=21-40

N1N4=01-20

А, а

0

0,02

0,96

2,36

2,34

2,32

2,30

В, b

1

0,05

0,96

2,28

2,26

2,24

2,22

С, с

2

0,08

0,96

2,20

2,18

2,16

2,14

D, d

3

0,08

0,93

2,12

2,11

2,10

2,08

Е, е

4

0,08

0,89

2,06

2,05

2,04

2,02

F, f

5

0,05

0,89

2,00

1,98

1,96

1,94

G, g

6

0,02

0,89

1,92

1,90

1,89

1,87

Н,h

7

0,02

0,93

1,86

1,84

1,82

1,80

I

8

-

-

1,78

1,77

1,76

1,74

J, j

9

0,05

0,93

1,72

1,70

1,68

1,67

К

10

-

-

1,66

1,64

1,62

1,60

L

11

-

-

1,68

1,57

1,56

1,54

М

12

-

-

1,52

1,50

1,48

1,46

N

13

-

-

1,45

1,43

1,41

1,40

0

14

-

-

1,38

1,37

1,35

1,33

Р

15

-

-

1,32

1,30

1,29

1,27

Q

R

16 17

-

--

1,25
1,18

1,24
1,17

1,22
1,15

1,20
1,14

S

18

-

-

1,12

1,11

1,09

1,08

T

19

-

-

1,06

1,04

1,02

1,01

U

20

-

-

1,00

0,98

0,97

1,96

V

21

-

-

0,94

0,93

0,91

0,90

W

22

-

-

0,88

0,87

0,85

0,84

X

23

-

-

0,82

0,81

0,80

0,78

Y

24

-

-

0,77

0,75

0,74

0,73

Z

25

-

-

0,72

0,70

0,69

0,68


Таблица рассчитана для координатной сетки QTH-локаторов от АА до ZZ, т. е. от 40 до 65° с. ш. и 0 до 50° з. д. В случае, если корреспондент находится западнее 0° з. д. или южнее 40° с. ш., например, ZN38J (Англия) или IZ12e (Средняя Азия), то N1 и N2 начинают считать со знаком "минус" в противоположную сторону, т. е. Z=-1, У=-2, Х=-3 и т. д. Если корреспондент находится восточнее 50° з. д., например, EQ14a (Свердловск), то счет N1 продолжается дальше, т. е. A=25, B=27, ..., E=30 и т. д.

Рассмотрим два примера:

1. Определить расстояние между I корреспондентом UK3AAC (SPI9e) и II - UA3TCF (WQ14a):

q-lok2.gif

A11=22+0,1*4+0,02=22,42;

B11=16-0,125*1+0,96=16,84.

Более южная станция UK3AAC, так как NI2 <NII2, следовательно, 4cos2j=1,27, тогда

q-lok3.gif

2. Определить расстояние между UK3AAC и DL7SW (F051g):

A11=5+0,1*1+0,02=5,12;

В11=14-0,125*5+0,89=14,27.

Более южная станция DL7SW, следовательно, 4cos2j=1,37, тогда

q-lok4.gif

РАДИО N 5, 1978 г., c.23.


Программы для рассчета QTH-локатора можно найти по следующим адресам:

krasnodar.online.ru/hamradio/locator.htm

pw1.netcom.com/~burtonpt/azmap.htm

www.nucleus.com/~field/Azimuth.html

www.kursknet.ru/~wim_wkm/

www.qrz.ru/shareware/detail/192

www.qrz.ru/shareware/detail/260

www.qrz.ru/shareware/detail/135

Все самое необходимое для ремонта Электроники © ElectronicsDesign.RU, 2010. Все права защищены.