назад

- на главную
- к оглавлению рубрики

ремонт

- холодильников
- импортных стиральных
  машин

- отечественных
  стиральных машин

- малой бытовой
  техники

разное

- сделай сам
- электрику



На главную
Схемы
Программы
Справочник
История
Журналы
Ссылки
Новости

 

Неавтоматические стиральные машины

31 декабря 2005 г.
Автор:
http://www.electronicsdesign.ru
 

Общая характеристика и состав.

Стиральные машины с ручным отжимом (СМР) имеют устройства для отжима, которые приводятся в действие вручную. К стиральным машинам этого типа относят машины ТАВРИЯ, АЛМА-АТА и др. Парк этих машин сейчас стремительно сокращается.

Стиральная машина СМР состоит из корпуса с крышкой, бака с активатором, электродвигателя, подмоторной рамы и отжимного устройства.

Внешний вид и конструкция стиральной машины СМР

 Корпус изготовляют из листовой стали и покрывают нитроэмалью для защиты от коррозии. Корпус закрывается крышкой. Для удобства перемещения машины на корпусе имеются ручки и ходовые ролики, а для обеспечения устойчивого положения машины при отжиме - опорная скоба, расположенная в нижней части корпуса. При отжиме белья скобу плотно прижимают ногой к полу.

Бак из нержавеющей стали или алюминиевого сплава жестко связан с корпусом машины в верхней его части. Форма его дна зависит от места установки активатора. При боковом расположении активатора дно имеет овальную форму, при донном - прямоугольное и наклонное. В верхней части бака нанесена горизонтальная метка, показывающая рекомендуемый уровень раствора во время стирки.

Между корпусом машины и баком имеется воздушный зазор, который препятствует теплоотдаче нагретой жидкости, находящейся в баке, через стенки корпуса в окружающую среду. В некоторых стиральных машинах (например в машине РИГА-8) бак является одновременно и частью корпуса. Для такой конструкции требуется меньше материалов, следовательно, уменьшается масса и снижается стоимость машины. Недостатком этой конструкции является повышенная теплоотдача в окружающую среду, вследствие чего моющий раствор быстро охлаждается. Кроме того, температура наружных поверхностей машины может достигать недопустимо больших значений. Для лучшего сохранения тепла моющего раствора баки таких машин полируют.

Отжимное устройство состоит из двух резиновых валков, между которыми пропускают белье. Их вращают с помощью рукоятки, которую вставляют в отверстие нижнего валка. Давление между ними регулируют специальным винтом в зависимости от толщины отжимаемого белья. Отжимное устройство может быть съемным или несъемным. В рабочем положении его крепят к верхней части корпуса, а в нерабочем - убирают внутрь бака, что делает машину более компактной и удобной для хранения. При отжиме крышку машины устанавливают под отжимным устройством так, чтобы отверстие, имеющееся в ней для слива моющего раствора, находилось над баком.

Машину подключают к источнику питания посредством соединительного шнура. Слив моющего раствора из бака осуществляют через сливной шланг.

Классификация по форме корпуса

По форме корпуса стиральные машины типа СМР делят на круглые и прямоугольные. В круглых машинах активатор расположен на дне бака, в прямоугольных - на боку. Машины с донным расположением активатора обеспечивают при стирке меньший износ белья, а машины с боковым расположением - более технологичны в изготовлении. Степень отстирываемости белья в них выше, чем в машинах с донным расположением активатора. Активатор имеет форму с шестью ребрами на поверхности, обращенной внутрь бака. Вал активатора либо впрессовывается непосредственно в активатор, либо ввинчивается в гайку, запрессованную в активатор. Вал вращается в бронзографитовых самосмазывающихся подшипниках. Для предотвращения утечки жидкости из бака узел активатора герметизирован резиновым уплотнителем.

Активатор вращается от односкоростного двигателя, укрепленного на подмоторной раме с помощью электроизоляционных прокладок. Конструкция крепления двигателя к подмоторной раме предусматривает возможность смещения его вдоль оси клиноременной передачи для снятия и натяжения ремня. Подмоторная рама жестко связана с корпусом машины в нижней его части.

Последовательность ремонта.

Машину типа СМР-2 разбирают для ремонта в такой последовательности:

  • Снять верхнюю крышку, крышку бака, рамку.
  • Отвернуть две шпильки с пружиной и снять отжимное устройство.
Общий вид СМР-2 Узел отжимного устройства Разборка узла отжимного устройства
  • Отвернуть две гайки, снять шайбы и винты. Отвести в стороны панель, вывести ее из зацепления с поддоном и отсоединить жгут от клеммной колодки (крышка колодки, винт крепления).

Разборка СМР-2

  • Пассатижами разжать зажимы и снять шланги с патрубком электронасоса. Ослабить натяжение ремня, отвернув на два - три оборота винт, и снять со шкива ремень электродвигателя.
  • Заменить вышедшую из строя деталь. Сборку производить в обратной последовательности с учетом следующего:
    - наружная плоскость обода активатора должна выступать
      над плоскостью стенки бака не более чем на 1 мм;
    - регулировку проводят установкой шайб.

Степень механизации слива моющего раствора

Степень механизации операции слива моющего раствора определяется наличием или отсутствием в машине насоса. В машинах без насоса слив производится самотеком, при этом свободный конец сливного шланга должен находится ниже уровня жидкости в баке. Насос приводится в действие тем же электродвигателем, что и активатор. Вал насоса связан с валом электродвигателя либо непосредственно, либо через промежуточную ременную или фрикционную передачу. В последнем случае частоты вращения валов, как правило, не равны.

Насос может работать непрерывно в течение всего периода стирки или включаться только при сливе. При непрерывной работе насоса свободный конец сливного шланга во время стирки заводят в бак и моющий раствор перекачивается насосом из нижней части бака в верхнюю, что усиливает его циркуляцию. Для слива свободный конец шланга переносят из бака стиральной машины в раковину. В таких стиральных машинах кинематическая схема привода насоса проще, чем в машинах с кратковременной работой насоса, но зато они потребляют меньше энергии. Из выпускаемых в настоящее время отечественной промышленностью машин с ручным отжимом насосом укомплектованы в основном машины типа СМР-2. Насос в них работает в течение всего периода стирки.

Узел активатора.

Узел активатора состоит из лопастного диска активатора и электрического привода. Активатор - стальной или пластмассовый диск диаметром 140...155 мм с пятью-шестью небольшими ребрами высотой 14...16 мм, закрепленный на оси и вращающийся в самосмазывающихся подшипниках опоры.

Узел активатора стиральной машины СМР-1,5

Ось активатора или впрессовывается непосредственно в утолщение диска, или ввертывается в запрессованную гайку с резьбой, обратной направлению вращения активатора. На другом конце оси активатора надет шкив, закрепляемый винтом.

В латунной опоре размещены резиновое уплотнение и подшипники скольжения в виде промасленных бронзографитных втулок, не требующих дополнительной смазки в течение длительной эксплуатации. Между втулками находится густая смазка. Опора активатора крепится к стиральному баку специальной гайкой. Для обеспечения надежной герметичности соединения между опорой и стенкой или дном бака устанавливаются клингеритовые или паронитовые шайбы, а также опорная шайба. Установкой шайб разной толщины регулируется зазор между диском активатора и выштамповкой в стенке или дне стирального бака. Величина зазора обычно равна 1...1,5 мм. При меньшем зазоре диск активатора будет касаться стенки или дна бака и изнашивать его. При большом зазоре активатор будет рвать белье.

Текстолитовая регуоировочная шайба ставится для снижения трения и уменьшения износа торцевых поверхностей опоры и шкива. Для быстрой замены изношенных шайб узел выполняется разборным.

Активатор приводится в движение однофазным электродвигателем через клиноременную передачу.

В стиральных машинах с двумя режимами стирки различна частота и направление вращения активатора. На рисунке ниже показана форма ребер активатора с одним и двумя режимами стирки.

варианты исполнения активатора

а) С одним режимом стирки б) С двумя режимами стирки

Электрический привод.

В качестве электрического привода в стиральных машинах типа СМР используются в основном однофазные асинхронные электродвигатели типа ДАО, ДАОА, АВЕ-071-4С, АВЕ-071-48, М-430 и АЕР-16. В цепи электродвигателей типа ДАО устанавливают обычно пускозащитные реле РТК-С и пусковое устройство - реле времени РВ-6 или тепловое реле РТ-10 и пускатель ПНВС-10, предохраняющие обмотки двигателя от повреждения при перегреве и коротком замыкании. Для запуска и нормальной работы электродвигателя АВЕ-071-4С в его цепи устанавливают конденсатор. Для защиты обмоток двигателя от повреждения при перегрузке в его цепи питания устанавливают тепловое реле РТ-10. В качестве пускового устройства могут быть использованы реле времени РВ-6. В стиральных машинах «Рига-12>», «Рига-13», «Исеть», рассчитанных на два режима стирки, устанавливают электродвигатели типов ДБСМ-1Е, АД180-4/71СУ4.

В двухбаковых полуавтоматических стиральных машинах обычно устанавливаются два электродвигателя; для привода активатора применяют асинхронные однофазные электродвигатели типа АВЕ-071-4С, а также двигатели АВЕ-071-4СМ, АОЛБ-22-4, ДСМ-1, ДСМ-3, ДАО, ДАО-А, АОЛГ-22-4С, ДАВ-71-4ТЧ, М-191, АЕР-16-У4, АД-180-4/71С. Привод активатора осуществляется через клиноременную передачу, привод центрифуги - напрямую, от электродвигателя ДАО-Ц, ДЦСМ-3Б, ДАО-ЦУ4, АВЕ-07-4Ц. В полуавтоматических машинах барабанного типа устанавливают электродвигатели типа ДАСМ-2 и ДАСМ-3, ДАСМ-2У4. Двигатели изготовляются на номинальные напряжения 127 и 220 В с синхронными частотами вращения 1500 об/мин и 3000 об/мин и номинальной мощностью 90, 120 и 180 Вт. Номинальный режим работы двигателей повторно-кратковременный. Во время цикла допускается реверс.

Рама для крепления электродвигателя.

В нижней части корпуса машины типа СМР под стиральным баком укрепляется рама, служащая для установки электродвигателя привода активатора. Так как вращение от двигателя к активатору передается с помощью клиновидного приводного ремня, в раме имеются пазы для перемещения электродвигателя при регулировании натяжения ремня. Электродвигатель установлен на изолированной плите или шайбе. В полуавтоматических стиральных машинах электродвигатели привода активатора устанавливают на металлические рамы или закрепляют на резиновых эластичных подвесках. Электродвигатель привода центрифуги закреплен на специальных рамах и также имеет эластичную подвеску.

Отжимное устройство.

В верхней части корпуса машины типа СМР устанавливается отжимное устройство, которое обычно состоит из корпуса, двух отжимных обрезиненных валиков, опирающихся на подшипниковые вкладыши, пружины и винта с ручкой, посредством которого изменяется расстояние между валиками. Усилие, необходимое для отжима, создается при помощи пластинчатой пружины или двух цилиндрических пружин. Валики приводятся в движение ручкой. В нерабочем состоянии отжимное устройство убирается убирается внутрь машины. В полуавтоматических стиральных машинах отжим белья производится центрифугированием. Время отжима белья сокращается в 4-5 раз по сравнению со временем, затраченным на отжим обрезиненными валиками.


Отжимное устройство

Узел центрифуги состоит из корзины (ротора) центрифуги, соединенной с валом электродвигателя привода центрифуги. Обычно подвеска бака центрифуги с электроприводом эластична, что обеспечивает устойчивую работу центрифуги и хороший отжим белья.

Центробежный насос.

Для слива раствора или его вторичного использования в стиральных машиах установлен насос. Он состоит из корпуса, крыльчатки и крышки. Крыльчатка надета на вал. Между корпусом и крышкой насоса устанавливается резиновая прокладка.

Насос

Насос устанавливают отдельно от активатора. В этом случае привод крыльчатки насоса осуществляется с помощью фрикционного сцепления шины шкива насоса со шкивом или валом электродвигателя. Насос в машине установлен на кронштейне.

Иногда в насосах, крыльчатка находится на одной оси с активатором. На этой же оси укреплен ведомый шкив, соединенный приводным ремнем с ведущим шкивом, установленным на оси электродвигателя. Производительность насоса различна в зависимости от типа машины и составляет от 18 до 30 л/мин. Создаваемый напор жидкости от 6860 до 34300 Па (700...3500 мм вод. ст.)

Приборы автоматики

В стиральных машинах применяются тепловые (защитные) реле РТ-10 и пускозащитные реле РТК-С, РТК-1, РТК-1-2, РТК-1-3 и др.

Тепловые реле.

Тепловые реле РТ-10 с одним нормально - замкнутым контактом служат для защиты от перегрузок электрических установок и однофазных электродвигателей переменного тока с номинальным напряжением до 220 В. Время самовозврата контактов в замкнутое состояние от 30 с до 10 мин. В реле встроен биметаллический термоэлемент с перекидной пружиной, которая обеспечивает мгновенное размыкание и замыкание контактов, за счет чего достигается их долговременная служба - не менее 50 тыс. включений и отключений. Изоляция реле должна выдерживать испытательное напряжение 2000 В, приложенное в течение 1 мин. Габаритные размеры 70х29,5х35 мм.

Электрическая схема теплового реле РТ-10

Электрическая схема теплового реле РТ-10.

При изменении температуры окружающей среды на каждые 10°С номинальный ток срабатывания изменяется не более чем на 7%, причем при повышении температуры окружающей среды номинальный то срабатывания уменьшается, а при понижении температуры - увеличивается. Реле устанавливается в вертикальном положении контактами вверх, питание подводится к верхнему зажиму. Реле предназначены для работы в закрытых помещениях при температуре окружающей среды 0...70°С.

Комбинированные пускозащитные реле.

Комбинированные пускозащитные реле предназначены для пуска электродвигателя и защиты его обмоток. Реле состоит из пускового реле соленоидного типа и теплового биметаллического реле с прямым нагревом, смонтированных в одном корпусе.

Техническая характеристика реле РТК-С представлена в таблице

Номинальное напряжение, В 127...220
Номинальный ток, А 2...3,3
Ток срабатывания пускового реле, А 4,3...7,2
Ток отпускания теплового реле, А 3,6...6
Ток срабатывания теплового реле, А 12; 6, 4, 20, 10; 6,6
Время срабатывания теплового реле,с 2,5...4; 2,2...4; 25, 240,25; 240

 

Время самовозврата теплового реле после срабатывания при температуре окружающей среды 20+2°С, номинальном напряжении 220 В и токе срабатывания 12 А должно быть 10...20 с; при номинальном напряжении 127 В и токе срабатывания 10 А - 10...20 с.

Электрическая схема подключения пускозащитного реле

Электрическая схема подключения пускозащитного реле.

Износостойкость пускового реле - 50 000 включений и отключений. Габаритные размеры реле 53х48х32 мм, с выступающими контактами - 67х62х32 мм, масса - 80 г.

Механические реле времени.

Механические реле времени с пружинным двигателем предназначено для автоматического отключения бытовых стиральных машин по истечении предварительно установленного времени. Реле выпускались с диапазоном выдержки времени в зависимости от его конструктивного исполнения от 1 до 6 или от 1 до 10 мин. Допустимое отклонение времени выдержки от заданного ±0,5 мин. Техническая характеристика реле времени РВ-6 представлена в таблице 2.


Таблица 2.
Техническая характеристика реле времени РВ-6

Номинальное напряжение, В 127; 220
Номинальный ток, А 6...10
Пусковой ток, А 17...30
Размеры реле, мм  
 - высота 68
 - диаметр 60
 - масса,г 300

 

Реле времени условно обозначаются следующим образом:

  • с выдержкой времени 6 мин обыкновенного исполнения - РВ-6
  • с выдержкой времени 6 мин каплезащищенного исполнения - РВ-6К

Электрическая прочность основной изоляции реле 1500 В, электрическая прочность усиленной изоляции 4000 В. Механизм реле - со свободным штифтовым спуском без притяжки. Реле имеет две пары нормально-разомкнутых контактов. Механизм реле смонтирован на двух платах - верхней и нижней.

Реле времени (со снятым корпусом)

Реле времени (со снятым корпусом)

Часовой механизм состоит из заводной пружины, центрального, промежуточного и анкерного колес, анкерной вилки и баланса со спиралью. На верхний конец оси центрального колеса одевается ручка с градуировкой в минутах и устанавливается заводная пружина. На нижнем конце оси центрального колеса закреплен пластмассовый кулачок, предназначенный для замыкания и размыкания контактов.

Поворотом ручки реле времени устанавливается требуемое время стирки. Одновременно с этим контакты реле замыкаются и машина включается. Заводная пружина передает движение на центральное, промежуточное и анкерные колеса и баланс (спираль часового механизма). При повороте ручки кулачок, насаженный на нижнюю часть оси центрального колеса, поворачивается и своими выступами прижимает подвижные контакты к неподвижным. По истечении заданного времени контакты реле размыкаются и машина останавливается. Это происходит потому, что упор, имеющийся на центральном колесе и передвигающийся в прорези нижней пластины при заводе пружины, возвращается в исходное положение и часовой механизм останавливается. Размыкание контактов происходит в результате поворота кулачка. При этом, попадая в прорези на кулачке, подвижные контакты разжимаются и отходят от неподвижных контактов.

Режимы стирки.

Простейщие стиральные машины типа СМР имеют активатор с радиальными ребрами, вращающийся постоянно в одном направлении.

варианты активатора стиральной машины

Такой активатор создает интенсивную циркуляцию моющего раствора и обеспечивает хорошую отстирываемость. Однако вращение активатора в одном направлении приводит к закручиванию белья во время стирки. При этом ткани некоторых видов быстро изнашиваются. Поэтому в более новых стиральных машинах типа СМР предусматривают два режима стирки: нормальный и бережный. В нормальном режиме стирают сильно загрязненное белье из износоустойчивых тканей (хлопчатобумажных, льняных), а в бережном режиме - слабо загрязненное белье и белье из синтетических материалов. Введение двух режимов стирки значительно расширяет функциональные возможности стиральных машин.

Эти режимы можно осуществить двумя способами:

  • применением активатора специальной формы;
  • изменением режима работы электродвигателя активатора.

Способы осуществления режимов стирки

Рассмотрим первый способ. На рисунке ниже показан активатор стиральной машины с двумя режимами стирки.

вариант активатора с двумя режимами стирки

Он отличается от обычного тем, что его ребра имеют спиральную форму. Поэтому интенсивность циркуляции моющего раствора зависит от направления вращения активатора. При вращении против часовой стрелки интенсивность циркуляции, а значит и степень воздействия моющего раствора на белье больше, чем при вращении по часовой стрелке. В нормальном режиме стирки активатор вращается против часовой стрелки, в бережном - по часовой. В нормальном режиме стирки степень отстирываемости белья выше чем в бережном, однако износ белья в режиме бережной стирки меньше. Данное обстоятельство имеет существенное значение при стирке белья из таких материалов, как шелк, капрон и др.

В стиральных машинах, два режима стирки которых обеспечивается вторым способом, активатор имеет такую же форму, что и в стиральных машинах с одним режимом стирки. В нормальном режиме активатор вращается непрерывно в одном направлении в течение всего цикла стирки, в бережном режиме - прерывисто-реверсивно по схеме: вращение по часовой стрелке - пауза - вращение против часовой стрелки. Работа по такой схеме предохраняет белье от скручивания. Паузы между периодами вращения сокращают общую продолжительность механического воздействия моющего раствора на белье в течение цикла стирки.

Мощность, потребляемая стиральными машинами с прерывисто реверсивным вращением активатора, в 1,1...1,2 раза больше, чем мощность, потребляемая машинами с несимметричным активатором. Объясняется это тем, что при каждом очередном реверсе активатор как бы «раскручивает» белье, так как начинает вращаться в обратном направлении. Это увеличивает время запуска и нагрузку на электродвигатель. Однако расход электроэнергии за цикл стирки в обоих случаях примерно одинаков, так как продолжительность работы электродвигателя в бережном режиме стирки за счет пауз на 25...33% меньше, чем при постоянной работе двигателя в машинах с несимметричным активатором.

Надежность стиральных машин с прерывисто-реверсивным вращением активатора несколько ниже, чем машин с несимметричным активатором, что объясняется наличием дополнительных элементов: контактов задающего устройства. При использовании совмещенного реле времени надежность повышается. В этом случае разность в значениях надежности машин определяется только надежностью контактной системы задающего устройства.

 

Использованы материалы из книги "Стиральные машины от А до Я" С.Л. КорякинЧерняк 2005

 

Мы рекомендуем еще посмотреть:

Электронное зажигание - 2

<< Назад в раздел   Распечатать   Рекомендовать

Предлагамое устройство избавит автолюбителей от многих проблем, особенно в зимнее время. Оно не требует внесения изменений в электрическую схему автомобиля и при необходимости позволяет легко вернуться к стандартной системе. Немаловажно и то, что при пониженном наряжении питания бортовой сети (при включении стартера, например) автоматически включается многоискровой режим. Устройство работоспособно при снижении напряжения аккумулятора до б... 6,5 В.

На рисунках представлены "печатная" плата с расположением деталей и электрическая схема. Основу последней составляет преобразователь напряжения, собранный на транзисторе VT1 по схеме блокинг-генератора с общим коллектором. Импульсы обратного хода на обмотке IV трансформатора T1 c частотой 2...3 кГц через выпрямитель VD3 заряжают накопительный конденсатор С2. По мере заряда С2 амплитуда обратных импульсов растет и достигает напряжения стабилизации стабилитрона VD6. Через стабилитрон VD6 заряжается конденсатор С1. Временем разряда конденсатора С1 определяется задержка запуска блокинг-генератора. При этом снижается частота колебаний генератора и потребляемый схемой ток. После разряда конденсатора С2 через катушку зажигания и тиристор VS процесс повторяется.

Схема блока электронного зажигания
Puc.1

Напряжение на конденсаторе С2 зависит от амплитуды импульсов на обмотке обратной связи II трансформатора Т1 и коэффициента трансформации. При указанных параметрах к моменту открытия стабилитрона VD6 напряжение на конденсаторе С2 достигает 400 В. Амплитуда импульсов на обмотке II трансформатора зависит от разности между напряжением стабилизации стабилитрона VD6 и напряжением питания U (амплитуда, таким образом, растет с уменьшением напряжения бортовой сети).

При уменьшении напряжения питания растет напряжение на конденсаторе С2. Включение диода VD4 увеличивает длительность искры, поскольку при этом происходит полный цикл колебаний в контуре, образованном катушкой зажигания и конденсатором С2.

Диод VD8 шунтирует управляющую обмотку импульсного трансформатора при замкнутых контактах прерывателя, что исключает открывание тиристора VS до их размыкания. Число витков обмотки III трансформатора Т1 выбрано таким образом, чтобы максимальная амплитуда импульсов на ней была несколько ниже напряжения аккумуляторной батареи, и диод VD7 открывается только при снижении напряжения питания ниже 12 В. В этом случае частота искрообразования определяется временем заряда конденсатора С2. Искровой разряд происходит каждый раз, как только открывается стабилитрон VD6 и происходит разряд конденсатора С2 по цепи: обмотки II и III трансформатора Т1 - диод VD7 - обмотка III импульсного трансформатора Т2 - стабилитрон VD6 (при условии разомкнутых контактов).

Детали и конструкция. Для изготовления трансформатора Т1 можно использовать любую трансформаторную сталь. Сечение среднего керна - примерно 1 см . Трансформатор собирается с зазором 0,2 мм (можно вставить в зазор кусок картона подходящей толщины).

При сборке зазор не должен перекрываться железными накладками. Обмотка I содержит 50 витков, обмотка II - 70, обмотка Ш -13, обмотка IV - 450 витков. Обмотка I выполняется проводом ПЭВ диаметром 0,7.. .0,8 мм, остальные обмотки - проводом ПЭВ диаметром 0,2...0,25 мм.

Импульсный трансформатор Т2 намотан на ферритовом кольце диаметром 12..15 мм, высотой 4 - 5 мм, с магнитной проницаемостью 1000...3000. Число витков: I - 25, II - 150, Ш - 10. Диаметр промяв марки ПЭВ-0,12...0,18 мм.

Обмотка I находится под напряжением 400 В, поэтому следует позаботиться о ее коренной изоляции от обмотки IV и Ш. Обмотку III лучше расположить между обмотками I и II.

Конденсатор - С2-2.0 х 400В (МБГО-2), C1-30,0 х 6В, тиристор VS - любой из серии КУ202Н (К, Л, М), транзистор VT - типа КТ837Б(А), диоды VD1-VD2. VD5, VD7-VD9 - Д223 (Д219. КД504), диоды VD3-VD4 - Д226B(KH105).

Транзистор VT лучше всего разместить на основании, выполненном из алюминия толщиной около 6 мм, которое будет выполнять также роль радиатора. Размеры основания выбирают в соответствии с размером платы, которая покоится на втулках. Высоту их (около 14 мм) выбирают с таким расчетом, чтобы резьбовая часть тиристора КУ202 не касалась основания. Изготовленный из жести или из кусков фольгированного текстолита корпус крепится на боковых поверхностях радиатора.

Для проверки и настройки устройства желательно иметь регулируемый источник питания б... 15 В с током выхода до 2,5 А. Однако можно обойтись и без него. Для этих целей вполне подойдет и автомобильный аккумулятор, катушка зажигания и 8 элементов типа 373 (по 1,5 В).

На первом этапе настройки отключаем многоискровой режим. Для этого отпаиваем одну из ножек диода VD7 (в разрыв можно включить тумблер, что создает дополнительные удобства при настройке). К собранному блоку подключаем катушку зажигания (можно использовать резистор 20-30 Ом), затем - питание 12 В. Если блокинг-генератор работает, то Вы услышите характерный писк, в противном случае нужно проверить правильность сборки генератора и качество элементов. Напряжение на выходе работающего блока (на контактах С2) должно составлять 380.. .410 В (при несоответствии подбирается стабилитрон VD6). При сильно пониженном напряжении (100...150 В) следует поменять местами выводы обмотки IV трансформатора 1.

Для проверки мощности преобразователя вместо катушки зажигания в качестве нагрузки используют лампочку 220 В 15 Вт. Ее подключают к выводам конденсатора С2. Лампочка должна гореть в полный накал. При этом постоянное напряжение на ней составит 180...220В.

Мощность регулируется подбором резистора R1. Потребляемый схемой ток при подключении лампочки варьируется в пределах 1.5...2А (без нагрузки-50-150 мА).

При наличии катушки зажигания предусматривают искровой промежуток в 10... 15 мм между высоковольтным проводом и минусом питания. Кратковременное замыкание провода 3 (см. схему), идущего к прерывателю, на корпус ведет к тому, что в искровом промежутке проскакивает искра. Если регулировка мощности не проводилась, то визуально (по мощности искры) можно с известной долей точности подобрать резистор R1.

Для лучшей помехоустойчивости устройства величину резистора R5 подбирают таким образом, чтобы искра возникала только при напряжении источника питания б В и более (то есть искра не должна возникать, если подключено менее 5 элементов 373).

Теперь можно приступать к установке порога включения многоискрового режима. Делается это таким образом. Сначала подключаем диод VD7. При снижении напряжения питания (в случае применения элементов 373 это происходит ступенчато) возникает момент, когда и без замыкания провода 3 на корпус искрообразование становится непрерывным. Если порог включения многоискрового режима составляет 12 В и выше, то последовательно с VD7 следует включить еще один диод.

Собранный блок электронного зажигания устанавливают под капотом автомобиля вблизи катушки зажигания (желательно выбрать место с хорошим обдувом). Затем отключают конденсатор распределителя зажигания от контактов прерывателя. Следующий этап - отключением провода, соединяющего прерыватель и катушку зажигания. При наличии добавочного резистора (катушки типа Б115) следует закоротить его. Для этого можно использовать отключенный провод. Остальные подключения осуществляются в соответствии с предложенной электросхемой (рис. 1).

Если имеется тумблер включения многоискрового режима, то после опробывания устройства в рабочем режиме можно увеличить зазор на свечах в 1,5... 2 раза.

Следует помнить, что при большом зазоре в контактах прерывателя появляется вероятность попадания последних искр (при многоискровом режиме) в следующий цилиндр, что нарушает работу двигателя. Поэтому зазор нужно уменьшить до минимума в том интервале зазоров, который рекомендуется заводом-изготовителем.

Схема печатной платы:


рис. 2

Литература

Сверчков Ю.Н. "Изобретатель и рационализатор", №7, 1987

Все самое необходимое для ремонта Электроники © ElectronicsDesign.RU, 2010. Все права защищены.